Галина Ивановна в своём художественном творчестве создавала не только композиции о шахматах. У неё много полотен,посвящённых Казани, пейзажей, иллюстраций к книгам, открытoк, картин других жанров-серия«герои любимых опер», «времена года», рассказ о которых заслуживает отдельной книги. Сразу отмечу, что я коснусь лишь её шахматных картин.
Впервые Сатонина обратилась в своём творчестве к шахматам в 1949 году. Она проиллюстрировала картинками партию Левенфиш — Смыслов из чемпионата СССР. Подробнее об этом можно прочитать здесь http://chesspro.ru/thesaurus/voronkov_kubanskie_kazaki
Далее она в таком же стиле прокомментировала известную партию Полугаевский — Нежметдинов и попыталась передать восприятие поединка в момент жертвы ферзя ходом ладьи.
Триптих партия Полугаевский-Нежметдинов
На триптихе мы видим размышляющего Полугаевского, думающего Нежметдинова, коней и королей, но мы не видим главного- жертвы ферзя!
Возможно, после этой картины перед Сатониной встал вопрос, который не возникал ранее ни у одного из художников. Как нарисовать жертву ферзя? И как нарисовать другие шахматные ситуации- шах, мат, пат, атака, защита, завлечение, вилка, цейтнот, цугцванг…
Художница готовилась показать происходящее на доске через эмоции. Для этого она создаёт серию подготовительных этюдов «маски эмоций».
Всего их десять. Злорадство, тревога, ярость, упорство, злость, месть, ужас, отчаяние, безысходность, непримиримость. В дальнейшем она часто их использовала в своих картинах.
Вот пример картины, отражающий ситуацию через эмоции.
Анализ
Задумчивое лицо и знака вопроса в виде коня. Игрок размышляет, а где же допущена ошибка, как надо было играть?
Эта картина имеет несколько названий. Трубка мира, пат, мирный исход. Как ни горько игроку, игравшему белыми фигурами, но его лишняя пешка ферзём не стала, и приходится после пата на доске принимать от довольного партнёра трубку мира.
Ночной кошмар после проигранной партии
Галина Ивановна упорно разыскивала своих учителей К. Чеботарёва и А.Платунову. Наконец письменная связь была установлена, и Сатонина посылает им несколько своих работ. К.Чеботарёв делает подробный анализ её работ и даёт грамотные советы по улучшению картин. В частности он пишет: «Я прекрасно осознаю, Галя, что Вы безусловно молодец. Вы ухитрились в тяжелых условиях военного времени прокормить такую огромную семьищу, свалившуюся на Ваши плечи... Хорошая выдумка - это только часть дела. Требуется нажим на качество выполнения. Галя, при хорошем сюжете, плохая живопись. Цветовые сочетания нам не нравятся, учитесь празднику цвета у русской иконы, у живописи крестьянского искусства, у народных вышивок».
А.Платунова писала: «Конь у Вас замечательный.Лучше не придумаешь, он живёт, действует, а вот фигурка нам не понравилась. Крепко сделан конь и вяло пешка».
Сатонина продолжает «нажим на качество» и добивается поставленной цели. Она нашла живые, лаконичные образы пешек, фигур и королей. В её картинах уже нет стандартных пешек из комплекта шахмат. Через язык тела оформляются мысли и чувства, передаются эмоции. Пешки становятся личностями.
Вилка
В этой картине пешка - это богатырь, одним мощным ударом рогатины поражающий вражеского коня и королеву.
Бегущая в ферзи
В работе «Бегущая в ферзи» пешка спешит на последний ряд доски, где она превратится в королеву.Вражеский король вот-вот схватит её узловатыми пальцами. На помощь ему бегут слуги. Но нет такой силы, которая могла бы остановить пешку, протянувшую руки к золотой короне королевы.
Завлечение
Сюжет картины «Завлечение» прост. Офицер обманом завлекает королеву в замок. В её облике доверчивость. Незащищённость. Офицер, словно персонаж из сказки о Синей бороде, - с демоническим, горящим взглядом. Одной рукой он указывает ложный путь, другой уже заносит острый кинжал.Во всей его осторожной осанке жестокость и хищная сила.
«Мне многие говорят, что моя шахматная серия похожа на сказку. Наша жизнь сурова и неприветлива, и если не придумать себе красивую сказку, то выжить очень сложно. Но шахматы - сказка реалистичная, потому что они в какой-то степени отражают нашу жизнь. У каждой фигуры своя роль и свое существование. Непростые, драматические взаимоотношения фигур на шахматной доске складываются по тем же законам и правилам борьбы за выживание - защита и нападение, победы и поражения... Так же, как и люди, каждая фигура имеет свой характер: кто-то идет к цели напролом, кто-то добивается своего хитростью, обманом, плетя интриги и принося в жертву союзников. В общем, все как у людей...».
Борьба
Квадрат — доска, на ней фигуры
установились в чинный ряд.
И не представишь, сколько бури
они, бездушные, таят...
Г.И. Сатонина
Действующие лица-маски игроков и фигуры коней. Идёт битва не на жизнь, а на смерть. Тени от конских фигур, наклон доски-всё передаёт хаотичный натиск. Цветовая гамма усиливает настроение неистовости, непреклонности. В финальной части работы две маски- горечь и торжество.
«Это не лица игроков в шахматы. Как кажется с первого взгляда, говорила Галина Ивановна. Это портреты мыслей и чувств, их суть, как душа вещей у Метерлинка в «Синей птице». Это изображение гнева, сомнения, страха, тревоги, отчаяния, это торжество победы и горечь поражения…»
Спертый мат
Спёртый мат - это мат, объявленный конём, а король потерпевшей стороны окружён со всех сторон собственными фигурами и пешками.
Гибель короля - Мат
Рушится замок. Король мечется на краю пропасти. Над ним грозная вражеская королева. Король бьётся до последнего, но гибель неизбежна. Цветовые переходы, словно каскады цветомузыки, переливаются одна в другую.
Цугцванг
При цугцванге у одной из сторон нет полезных или нейтральных ходов, и передвижение любой из фигур ведёт к поражению. Выразить графически это понятие довольно трудно. На картине Сатониной ладья расположена на границе шахматных полей, не занимая твёрдо ни одного из них. Но делать ход придётся, и ей осталось лишь пол хода до гибели- занесённый меч хоть и небольшой, но достаточно острый, чтобы свершить страшный суд.
Тяжело давалась художнице картина «цейтнот». Первый вариант картины, вывешенный на стене шахматного кружка дворца пионеров, был жестоко обруган недисциплинированными пионерами. Особенно досталось циферблату часов, сделанному из цветной пробки от кефирной бутылки.
Второй вариант не понравился Сатониной. В третьем варианте цейтнот был изображён не на шахматной доске, а на улице с небоскрёбами, по которой бежал человек. Картине сопутствовали какие-то символические стихи Евтушенко.Как-то на даче, во время творческого застолья, наш небольшой мужской коллектив дружно набросился с критикой «цейтнота» на Галину Ивановну. Вердикт был таков: Евтушенко - не шахматист. Ему можно, а шахматный цейтнот должен быть на шахматной доске, с часами и падающим флажком.
И примерно через пол года художница написала тот цейтнот, который нам всем понравился.
Цейтнот
Сейчас, когда шахматный мир перешёл на электронные часы,изображение падающего флага выглядит немного устаревшим. К сожалению, некому создать новую версию цейтнота. Художников продолжателей её дела нет.
В 1975 году Сатонина начинает писать цикл картин «Звёзды шахмат». О картинах этой серии Галина Ивановна писала так: «Я хотела, чтобы эти портреты передавали не столько внешнее сходство, сколько внутренний мир героев и особенности шахматной индивидуальности каждого».
Она называла свои работы результатом не вдохновения, а точного математического расчёта и анализа. Каждая картина - как партия в шахматы с сильным соперником, который не боится нестандартных, неожиданных ходов.
Филидор
«Филидор был композитором, музыкантом, скрипачом. Он говорил: пешка-душа партии. И вот в руках Филидора скрипка, под его музыку танцуют две пешки».
Морфи
«Этот шахматист, подобно метеору, пролетел по миру, покорил его и бросил шахматы».
Стейниц - Чигорин
Ласкер
На этой картине Ласкер математик, мыслитель, писатель и драматург.
Ласкер
Ласкер боец, психолог, чемпион шахматного мира.
Последний сеанс Ласкера
Трагичны последние дни Ласкера. На одном из сеансов одновременной игры он почувствовал себя плохо. Его увезли в больницу, где он и скончался. На картине чудовищными, страшными масками видятся ему лица противников. Рука с сигарой безвольно повисла над доской. Король упал.Конец близок.
Капабланка и Алехин
На картине противопоставлены два чемпиона. Капабланка – природный гений,на таланте выигрывал турниры и матчи. И Алехин,трудяга, много работавший над шахматами.
Султан-хан
Султан-Хан появлялся в турнирных залах в чалме, в течение многих часов невозмутимо сидел за доской и хладнокровно побеждал в матчах и турнирах своих соперников, прославленных шахматистов, таких как Хосе-Рауль Капабланка, Савелий Тартаковер, Осип Бернштейн, Акиба Рубинштейн, Сало Флор и многих других мастеров того времени.
Эйве
Конец Алехина
Ботвинник
Смыслов
”Шахматист высочайшей чистоты игры. Игра у него лилась, как песня”.В.Крамник
Молодой Таль
«Таля я неоднократно наблюдала, поэтому мне удалось передать его характер. Стремительный, экспрессивный, мчащийся вперёд, жертвующий, бросающий в огонь фигуры-таков Таль. Эта работа понравилась ему. Она у него есть».
Михаил Таль
Шахматы ассоциировалась у Таля с музыкой. Выдающихся гроссмейстеров по творческому почерку он сравнивал с композиторами. Так, Ботвинник напоминал ему Баха: бездонная глубина,цельность, ни одной лишней ноты; Смыслов — Чайковского: мелодичность, напевность, неожиданные кульминации и всплески; Петросян — Листа: абсолютная виртуозность.
«А со мной все ясно, говорил Таль. — Перед вами король оперетты Имре Кальман».
Спасский
Каспаров - Карпов
В тисках Америки
Подробнее остановлюсь на картине о Фишере. Я увидел её в год написания, то есть в1982 году. Картину я не понял.
До Фишера популярность шахмат была весьма ограниченной. Но в эпоху "холодной войны" он смог в одиночку разгромить непобедимую советскую шахматную машину и поднял популярность шахмат на невероятную высоту.
Для меня, прочитавшего прекрасную книгу Фишера «60 памятных партий», следившего за отборочными соревнованиями к первенству мира и его матчем со Спасским, американец представлялся в таком же торжественно-величественном виде, как и портреты всех остальных чемпионов. По ряду причин, картину мне пришлось упаковать и отложить - да так, что я про неё забыл и случайно обнаружил лишь прошлым летом.
За прошедшие 30 лет много чего произошло и стало более ясным.
В 1992 году в Югославии состоялся ещё один матч Фишер-Спасский. Ещё до начала матча Фишеру пришло письменное уведомление от Госдепартамента США о том, что участие в матче на территории Югославии нарушает международное эмбарго (бойкот Югославии, объявленный США), и Фишеру за этот матч грозит до 10 лет тюрьмы.
Но Фишер заявил: «Я заставил людей поверить, что Штаты — интеллектуальная держава, что в ней живут умные люди, а они вместо благодарности разорили меня, унизили меня, плюнули на меня. И я отвечаю им тем же».
После победы в матче Фишеру уже нельзя было возвращаться в США.
Он менял страны проживания и, в итоге, умер в Исландии.
Провидческая картина Сатониной, написанная в 1982 году, называется «В тисках Америки», а не Фишер. Художница, никогда не видевшая американского чемпиона уже тогда почувствовала, что Америка начинает отторгать Фишера. Главная трагедия в его жизни - не потеря шахматной короны, а потеря Родины. Ни одна из стран, где он проживал, не могла ему заменить Америки. Трещина делит картину на две части. На одной - Фишер с шахматной короной, на другой - небоскрёбы и статуя Свободы, как символ Америки. Грусть, печаль и тоска во взгляде чемпиона подчёркивает трагизм его судьбы.
Картина получилась пророческой. Что это: простая случайность, интуиция или предвидение художницы? Во всяком случае, Галине Ивановне удалось заглянуть ему в душу и под обманчивой внешностью, красивого, молодого, гениального шахматного чемпиона разглядеть глубоко трагичную личность.
Есть женщины, вся жизнь которых прошла в тяжелой борьбе с лихим временем. Родившиеся в огромной крестьянской стране в жестокие времена революции и гражданской войны, они уже в молодости впряглись в суровую жизнь, полную лишений и непрестанного тяжелейшего труда. Пройдя через голод и холод, потеряв родных и близких, достигнув предела собственных сил, они испили затем горькую чашу военных и послевоенных лет, ни на минуту не останавливаясь в своей правой борьбе за лучшую жизнь.
И всё же сохранили они доброту и отзывчивость, спокойствие и широту души.Не озлобились, не зачерствели, не оскудели они добром человеческим. Ещё осталась неуёмная энергия и в этих несломленных людях. Таким человеком была Галина Ивановна Сатонина.
В жизни была абсолютным аскетом. Носила два комплекта одежды одного и того же серого цвета, в шутку называемых друзьями летним и зимним. Всю жизнь курила, но знала свою меру. На юбилеях предпочитала водочку, но пила понемногу, весь вечер одну-две рюмки.
Очень хорошо разбиралась в людях. Лаконичные характеристики, которые она давала нашим общим знакомым, были точны и убедительны. Это знание людей видно и в её серии картин «Чемпионы мира».
Она не была закоренелой пессимисткой, но и не была весёлой хохотушкой. Натура исключительно честная, никогда не врала и никого не обманывала. У всех, кто её знал, о Галине Ивановне остались исключительно тёплые, светлые воспоминания...
Сегодня, в пору массового производства унифицированной продукции в художественном творчестве особенно ценна индивидуальность. В отличие от стандартного и прибыльного массового искусства, тончайший, часто противоречивый мир индивидуального творческого созидания далеко не всегда поддается однозначным типовым определениям.Денег на картинах Галина Ивановна не нажила, но навсегда осталась в нашей памяти. Многие её картины представлены в российском музее шахмат.
Сатонина была, наверное, единственной художницей в мире, рисовавшая шахматные сюжеты. И так, как она увидела шахматы - их не видел ещё никто.
«В шахматах я нашла свою тему в изобразительном искусстве. Она позволила рассказать о глубинах этой мудрой игры, о ситуациях, происходящих в бою с деревянными фигурами, о мыслях и эмоциях шахматиста. Сколько кроется напряженной мысли и бурных эмоциональных переживаний во время бескровного поединка на маленьком шахматном поле. Их иногда изображают в юмористическом плане, но едва ли до юмора игроку, углубившемуся в партию. Это скорее драма, а подчас и трагедия. Вся наша жизнь, как и шахматная партия, состоит из атак, защит, борьбы, поражений и побед».
Автопортрет
Спокойное раздумье у догорающей свечи-символа уходящей жизни. «В жизни много горечи-говорит Галина Ивановна, но можно посмотреть на всё с иронией. С одной стороны я улыбаюсь, а с другой - всё исчезнет как дым».
«В день рождения работники мехкомбината вручили мне свечу-лампочку, чтобы на моём автопортрете свеча не догорала».
Но это доброе пожелание вечной жизни, сделанное от всей души, не могло исполнится и не исполнилось…
|