Нарисованный цейтнот
Галина Ивановна Сатонина родилась ещё в дореволюционной Казани 14 декабря 1905 года, таким образом, в этом году ей исполнилось 110 лет.
По статистике, до 95 лет доживает менее одного процента населения планеты, но Галине Ивановне это почти удалось, поэтому счёт людей, которые живы, знали её и помнят, идёт на тысячи.
Она прожила трудную, но интересную жизнь. Её родители были родом из Рыбной слободы, но в начале века переехали в Казань и сняли квартиру на Муратовской улице (ныне Лесгафта) в доме Глушкова.
Отец - Иван Сотонин ещё до революции поехал на заработки в Сибирь и там пропал без вести.
Раннее детство Гали, прошедшее при царизме, было светлым и беззаботным. Гулять её водили не в Летний сад, как Онегина, а в Лядской, в то время считавшимся одним из лучших в Казани. В саду росли вековые сосны, были устроены скамейки для отдыха и дорожки для прогулок и даже стояла у фонтана бронзовая девушка с кувшином.В семь лет Галю отдали учиться в новую ряхинскую гимназию.Так она звалась в честь её основательницы и директрисы Валентины Александровны Ряхиной.
В то время в Казани было четыре гимназии для девочек (кроме частных), ученицы которых различались по форме. Гимназистки Мариинки, самой старой казанской женской гимназии, основанной в 1859 году и взятой вскоре под покровительство императрицей Марией Александровной, и получившее поэтому название Мариинской, носили коричневую форму, ксенинки - по имени покровительницы великой княжны Ксении Александровны - зелёную, котовские - лиловую, а ряхинские - серую. Самой престижной была первая Мариинская, а самой скромной – четвёртая, ряхинская, находившаяся в доме Кекина.
Дом Кекина был построен архитектором Генрихом Рушем по заказу купца Леонтия Владимировича Кекина в 1903-1905 годах. Выразительная своеобразность этого здания сделала его одной из достопримечательностей города Казани. Здесь выдержан стиль модерн с элементами готической и мавританской архитектуры.
На втором этаже находилась ряхинская гимназия. За поведением и нравственностью учениц был строгий надзор, не ограничивавшийся стенами учебного заведения. Гимназисткам не дозволялось носить украшения, часы, модную обувь, запрещалось посещать публичные лекции, а также балы и маскарады. А в общественных садах им можно было прогуливаться только с родителями, да и то не позднее чем до 9 вечера.Кадровый состав гимназий был очень квалифицированным- более 80 процентов педагогов имели высшее образование. Чаще всего педагоги были выпускниками Казанского, Санкт-Петербургского и Московского университетов. Гимназия давала не только основательные знания, но и формировала общую высокую культуру.
Фото со старых открыток: Дом Кекина и четвёртая женская гимназии
Октябрьская революция резко изменила российскую жизнь. На основании декрета ВЦИКа от 16 октября 1918 года действовавшие на тот момент казанские гимназии были реорганизованы в единые трудовые школы II ступени.
После окончания гимназии брат Сатониной Виктор, архитектор и график по образованию,уговорил её поступить в казанский художественно-технический институт (КХТИ) - так стала в 1921 году официально называться казанская художественная школа.Красивое здание школы было возведено в 1904 году архитектором Карлом Людвиговичем Мюфке на Грузинской улице (ныне улица Карла Маркса, 70). При школе функционировали воскресные бесплатные рисовальные классы, музей, библиотека. КХТИ имел живописный, скульптурный, архитектурный и графический факультеты.
Но мечте Галины Ивановны получить высшее образование не суждено было сбыться. В 1923 году учреждение было понижено в статусе и преобразовано в техникум, который получил новое название — Казанский архитектурно-художественный техникум. Наиболее распространённым названием учреждения в данный период стало АРХУМАС или КАХУМАС (Казанские архитектурно-художественные мастерские).
Фото Художественная школа
В любом виде искусства существует своя профессиональная грамота. За годы учёбы Сатонина этой грамотой овладела.
Её учителем был известный художник Константин Чеботарёв, который по инициативе Фешина, заведовавшего учебной частью, преподавал в институте живопись, рисунок и композицию. Также она считала себя ученицей жены К. Чеботарёва - Александры Георгиевны Платуновой, творчеству которой был характерен отход от реализма, ирреальное истолкование действительности, богатейшая фантазия, приверженность футуристическим веяниям.
«Ценность произведений Платуновой в том, – писал К.И. Сотонин в очерке, посвящённом творчеству Александры Георгиевны, – что они едва ли не единственные подлинные живописные сказки, сказки новые, еще не рассказанные, своей особой причудливой нереальной реальностью, мир, полный невиданных живых существ, мир, для которого не существует «не может быть», подлинное царство «чего нет».Эти основные художественные принципы Галина Ивановна переняла в своём творчестве.
После реорганизации в 1926 году АРХУМАС были закрыты. Литографские камни валялись во дворе. А вскоре и само здание было передано Авиационному институту. Уехали Барашов, Чеботарёв, Платунова, другие преподаватели, разъехались студенты. Двумя годами раньше уехал в Америку Фешин.
Подробнее об этом можно прочитать в книге Г.И.Сатониной «Воспоминания о 20-х годах Казанской художественной школы. Советское искусство 20-30-х годов». Издательство Казанского университета, 1992.
Сатонина решила всё же получить высшее художественное образование, едет в Москву и поступает во ВХУТЕИН (Высший художественно технический институт).
Преподавателями у неё были такие замечательные художники и графики как В.А. Фаворский, И.И.Нивинский, Д.П.Штеренберг, П.Я.Павлинов. Учиться было нелегко, к тому же в комсомоле Галя не состоит, и её снимают со стипендии. Но все старания получить высшее образование оказываются напрасными. Очередная реорганизация, ив 1930 году московский ВХУТЕИН был закрыт.Разочарованная Сатонина без диплома возвращается в Казань.
А 14 ноября 1929 года был арестован её брат Сотонин Константин Иванович, профессор Восточного педагогического института.Он родился 26 февраля 1893 года в селе Рыбная Слобода Лаишевского уезда Казанской губернии. В 1912 году Сотонин окончил курс 2-й казанской гимназии и поступил на историко-филологический факультет Казанского университета. Начиная с самого первого курса, талантливый студент вёл интенсивную исследовательскую работу. За годы обучения в университете он выпустил несколько научных трудов. А именно: словарь терминов Канта, таблицы по истории философии, «Заопытное и трансцендентное: История и метафизика».
Эти работы вышли в Казани в 1913-1915 годах. Сочинение «К вопросу об идеях Платона», написанное в тоже время, когда он еще был студентом, опубликовано в 1915 году в Петрограде. Кроме того, две его курсовые работы по древней философии были удостоены ежегодно присуждавшейся золотой медали историко-филологического факультета. Следует отметить, что Сотонин владел греческим, латинским, немецким, французским, английским, итальянскими языками. Его научным руководителем был философ и логик Гуляев Александр Дмитриевич (1870-1930),
После окончания университета в 1916 году Сотонин по ходатайству Гуляева был оставлен для приготовления к профессорскому званию по кафедре философии. Некоторое время Сотонин провел в Петрограде, штудируя философию в столичных библиотеках и подрабатывая преподаванием психологии в 3-й петроградской гимназии.
В 1919 году магистрант философии Сотонин стал преподавателем экспериментальной психологии и эстетики в Казанском университете. Он читал следующий курсы: психологию, методологию наук, индивидуализм и коллективизм, общая патология, психология чувств в связи с практикой, эстетика, экспериментальная педагогика, введение в систему философии и другие.В 1920-е годы Сотонин возглавлял психологический отдел академического центра Наркомпроса республики, преподавал в Восточном Педагогическом Институте.
Среди написанных им работ есть книга с необычным названием «Сократ. Введение в косметику» (Казань, 1925), которая заслуживает особого внимания. Созданная Сотониным интерпретация философии Сократа весьма оригинальна. Кроме того,это чрезвычайно яркая книга, написанная блестящим художественным языком с поразительной смелостью формулировок.
В ноябре 1929 года в Казани татарским отделом ОГПу были арестованы несколько человек, члены политико-философского кружка, и среди них - руководитель этого кружка Константин Иванович Сотонин. Вслед за его арестом в республиканской прессе появилась серия статей, разоблачающих взгляды Сотонина и так называемую «сотонинщину».
Со статьей «Чуждая, вредная философия Константина Сотонина» на страницах Красной Татарии выступил директор Казанского Института научной организации труда И.М. Бурдянский. Он упрекал Сотонина в игнорировании вопросов классовой борьбы, вульгарном упростительстве и упадничестве, субъективном идеализме, деляческом практицизме и дезертирстве с общественного фронта.«Сам Сотонин уже давно бросил нам вызов, квалифицируя коммунистов как «знахарей», и заявляя,вся философия двадцати веков вместе с Марксом и Лениным, годны лишь на то, чтобы перечеркнуть их крест-на-крест карандашом», подвёл итог директор.
В ходе процесса политические обвинения в прессе постепенно были подкреплены уголовными. В итоге особым совещанием коллегии ОГПУ 3 декабря 1930 года,Константин Иванович Сотонин, как руководитель политико-философского кружка, пропагандирующего анархо-индивидуальные взгляды и невозможность построения коммунистического общества с точки зрения биологии человека, был обвинён по статье 58-11, ("организатор нелегального политико-философского кружка")Уголовного кодекса и приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Для всей семьи и для Гали это был тяжёлый удар.
Судьба Бурдянского также сложилась трагически. Иосиф Михайлович был арестован 13 июля 1938. По обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации,приговорен Военной коллегией Верховного Суда СССР 27 сентября 1938 к ВМН и в тот же день расстрелян.
Сатонина устраивается работать простым чертёжником, а в 1934 году художником на Казанской швейной фабрике. Делала лозунги, плакаты, диаграммы и эскизы.
Для её художественного таланта масштаб работы на фабрике был мал, но надо было на что-то жить.
Одна из аппликаций Сатониной
В 1935 году она выходит замуж за Самсона Владимировича Миллера,обрусевшего немца, работавшего в то время на заводе конструктором. Их сближает общий интерес к живописи, поэзии и шахматам. Он перворазрядник по шахматам, чемпион Ижевска, а позднее и Удмуртии, по профессии — инженер-оружейник.В браке родился сын Арнольд.
В середине 30-х годов Сотониным выделили жильё в Старотатарской слободе на Большой Мещанской улице ( с 1926 года ул.Нариманова).
Большевики особо не церемонились с церквями и мечетями, перестраивая их под свои нужды. Так произошло и с Голубой мечетью, построенной в 1819 года (другое название четвёртая соборная). В 1932 году она была закрыта. Её трёхъярусный восьмигранный минарет был разобран, а сама мечеть переделана под жилой дом. Сначала заселили жильцами хозяйственные постройки первого этажа, а чуть позднее был расширен пристрой к мечети, и на втором этаже появилось новое жильё.В стенах просто пробили новые окна (довольно криво) и поделили перегородками новую площадь на квартиры. В одной из этих квартир (№8) Галина Ивановна прожила около 60 лет.
Во всяком случае, её 90-летие мы отмечали именно в этой квартире.
Нариманова 98. Дом, в котором жила Г.И. Сатонина
Казалось, что жизнь понемногу налаживается. Но судьба готовила ей новые испытания.
Совместная жизнь с мужем не сложилась, и вскоре они развелись. Разошлись по хорошему, регулярно переписывались, препятствий для встречи с сыном со стороны Сатониной не было.
После развода, Галя мудро меняет фамилию с Сотониной на Сатонину. Возможно, это спасло ей свободу, а может быть и жизнь.В 1935 году брат Павел гибнет в катастрофе, а через месяц от туберкулёза умирает в возрасте 33 лет другой брат Виктор, талантливый архитектор и график.
Одна из акварельных работ В.Сотонина
Как пишет в еженедельнике Аргументы и Факты № 16 от 14.04. 2015 Сергей Саначин, в 1932 году был запроектирован городок мединститута (архитекторы Виктор Сотонин, Андрей Спориус).
Проект здания Казанского мединститута архитекторов Виктора Сотонина и Андрея Спориуса. 1932 год
Проект смотрится абсолютно современным, а ведь он был создан в 1932 году. К сожалению, с лета 1932 года к строительству в СССР не принимался ни один проект, созданный в стиле конструктивизма.Новаторские и авангардные течения сначала подвергались резкой критике, а потом и вовсе оказались под запретом, как буржуазные. В архитектуре победил «сталинский ампир», и вместо мединститута, через 8 лет появилось третье здание КАИ.
Тем не менее, большой талант создавших проект мединститута архитекторов очевиден.
Галя берёт на воспитание осиротевшего племянника (сына брата Виктора)и растит его как своего. На её попечении ещё больная старшая сестра и престарелая мать.
Скромной зарплаты чертёжницы совсем не хватает, и ей приходится браться за любые дополнительные работы - заменять воспитательниц в детском саду, иллюстрировать детские книги, делать настольные игры и разрабатывать альбом по декоративному рисованию в дошкольном кабинете министерства просвещения.
После выхода на свободу брат Константин устроился на работу химиком в деревне недалеко от Казани, но в 1938 году был повторно арестован как враг народа, а выпустили его только во время войны, когда он был уже безнадежно болен туберкулезом...Реабилитирован посмертно 21 июля 1989 года.
Когда много лет спустя Галину Ивановну спросили, почему в её картинах так много мрачного, она ответила: «Может быть, потому, что у меня в прошлом много трагичного.С детства видения обысков, арестов, смертей... Арест старшего брата и высылка, арест среднего брата, самого любимого,самого талантливого. Лишение жилья, голод и холод, унижения...».
Обыски и аресты касались её братьев.При царизме брат Александр был связан с революционной молодёжью, и после ареста полиция выслала его в далёкую Якутию, откуда он напоминал о себе только редкими письмами. А после революции её брата Павла (1887 г., село Рыбная Слобода)27 ноября 1919 года арестовало Казанская губ. ЧК года, по обвинению в принадлежности к анархистам.
Продержав пол года в тюрьме, чекисты всё таки отпустили его на свободу, но выслали из Казани в Среднюю Азию. Гале тогда было 14 лет.
Женская доля в России никогда не была легкой. Не зря говорят, что в глазах русской женщине живет мировая скорбь. Но на плечи хрупкой Гали горестей и печали выпало с избытком.
Не слишком сытую и устроенную жизнь прервала война, и жить стало многократно тяжелее - недоедали, не было тепла,лекарств, часто не было электричества.Приходилось браться за любую подработку.
С августа 1941года немцы, чтобы подорвать моральный дух народа, стали сбрасывать с самолётов антисоветские листовки. Власти ответили усилением пропаганды и стали выпускать агитационные плакаты.
Темы плакатов самые актуальные «Чем ты помог фронту?», «Вступайте в ряды народного ополчения», «Подписывайтесь на военный заем» и другие.
Плакаты, одобренные правлением ССХ ТАССР, поступали в печать. По отчёту Татгосиздата, только за один год войны издавалось различных плакатов тиражом более 750 тысяч экземпляров. Среди них были и плакаты, нарисованные Г.И.Сатониной.
Кроме типографского плаката, в Казани вручную, в технике трафарета, было изготовлено около 170 номеров «Окон сатиры», которые выходили по 4 номера ежемесячно, тиражом до 300 экземпляров. Эти плакаты являлись самыми оперативными и общедоступными. Они устанавливались во всех многолюдных местах города и отражали последние события внутренней и международной жизни. Самое активное участие в выпуске этих плакатов принимала участие Сатонина, блестяще владевшая техникой трафарета.
В Республику Татарстан раненые начали прибывать на десятый день войны. Для их успешного лечения нужна была кровь, много крови. В Казанибыло открыто 11 центральных донорских пунктов и ещё по одному при каждой районной поликлинике.
Тысячи патриотов отдавали свою кровь для спасения жизни раненых. В годы Великой Отечественной войны трудящиеся сдавали по 500 грамм крови, тогда как максимальная "мирная" норма составляла 400 грамм.
Доноры пользовались существенными льготами:
−завтрак перед сдачей крови с последующим обедом;
−освобождение от работы в день сдачи крови и дополнительный выходной на усмотрение донора;
−талоны на приобретение дополнительного продуктового пайка;
−денежная компенсация на приобретение продуктового пайка по талонам из расчета 50 рублей за 100 мл донорской крови.
Галина Ивановна всю войну ежемесячно сдавала кровь для раненных. Можно сказать, что свою семью она вскормила своей кровью. Крови она сдала столько, что получила знак «Почётный донор СССР».
Но поскольку этот знак утвердили лишь в 1944 году, а различных бумаг надо было сдать немало, она получила его только после войны.
Плакат«Будь донором!»
Во время войны семья Сатониной ещё более сократилась. В 1942 году умерла мама, а в 1944 году брат Константин. В итоге ко Дню Победы от большой семьи у Галины Ивановны в живых остались только сестра Анна (7.01. 1895-26.01 1996), сын Арнольд и племянники.
Но жизнь продолжалась!
(Продолжение следует)
|